1. Накануне экзамена
- один день перед экзаменом оставляется, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом – пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом;
- непосредственно перед экзаменом можно представить ситуацию во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями», и обязательно так, как хотелось бы, чтобы все произошло при успешной сдаче.
- если очень страшно, можно использовать прием, называемый «доведение до абсурда»:
- представляем все самые страшные подробности и ужасные последствия экзамена. Такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего;
- или же представляем преподавателя в виде мультяшного или сказочного героя, это снимет страх и напряжение.
- прекратить подготовку необходимо вечером. Следует совершить прогулку, умыться, хорошенько выспаться;
- по дороге на экзамен невредно просто пролистать учебник.
2. Во время экзамена
- взяв билет, необходимо ознакомиться с вопросами, и начинать с того вопроса, который показался наиболее легким;
- пишется примерный план ответа, составляется список всех фактов, которых хочется коснуться;
- пишется даже то, что вначале может показаться ненужным, это поможет припомнить еще какие-нибудь данные;
- идем от частного к общему;
- если есть возможность, листок с ответами можно прикрепить к листку с экзаменационным вопросом, тогда экзаменатор увидит, что вы потрудились написать ответы заранее и что у вас методологический склад ума;
- экзаменатор зачтет работу, написанную понятным почерком (поэтому черновик следует писать разборчиво);
- даты, понятия и заголовки в вопросе следует подчеркивать, их знание бросается в глаза;
- в готовом ответе должно быть:
- вступление
- основная часть
- заключение.
Что делать, если…?
Обнаружилось, что попался вопрос, на который вы можете сказать совсем немного
- не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу;
- в процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного материала.
Вообще ничего не знаете…
- не говорите об этом экзаменатору;
- забудьте выражение «не знаю!!!»;
- начните говорить издалека, хоть что-нибудь: например, прежде чем рассказать о творчестве Пушкина, необходимо поговорить о принципах поэтического творчества вообще» (преподаватель сам решит, что вы знаете);
- …но лучше играть по правилам.
На полуслове вы забыли, о чем говорить…
- прежде всего, не следует «терять голову»;
- сохраняйте спокойствие хотя бы внешне;
- повторите последнюю фразу и попробуйте перефразировать ее;
- или сделайте паузу и начните сначала.
Вас не слушают…
- не воспринимайте это на свой счет (экзаменаторы тоже люди) – просто продолжайте свой ответ, как если бы вы этого не заметили.
Экзаменатор в резкой и грубой форме перебивает вас…
- отвлекитесь от этого, ни в коем случае не показывайте, что вы разозлились;
- самое эффективное – сохраните спокойствие, держитесь достойно и уверенно.
Вы оговорились, и все начали смеяться…
- посмейтесь вместе со всеми – и все.
Вы ошиблись…
- если вы знаете, как исправить свою ошибку, сделайте это;
- но если этого никто не заметит, продолжайте свой ответ без исправления.
Вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали…
- не вступайте в спор, не доказывайте;
- предложите экзаменатору спросить у вас еще что-нибудь.
Наши интернет-ресурсы