1. Накануне экзамена

  • один день перед экзаменом оставляется, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом – пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом;
  • непосредственно перед экзаменом можно представить ситуацию во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями», и обязательно так, как хотелось бы, чтобы все произошло при успешной сдаче.
  • если очень страшно, можно использовать прием, называемый «доведение до абсурда»:
    • представляем все самые страшные подробности и ужасные последствия экзамена. Такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего;
    • или же представляем преподавателя в виде мультяшного или сказочного героя, это снимет страх и напряжение.
  • прекратить подготовку необходимо вечером. Следует совершить прогулку, умыться, хорошенько выспаться;
  • по дороге на экзамен невредно просто пролистать учебник.

 

2. Во время экзамена

  • взяв билет, необходимо ознакомиться с вопросами, и начинать с того вопроса, который показался наиболее легким;
  • пишется примерный план ответа, составляется список всех фактов, которых хочется коснуться;
  • пишется даже то, что вначале может показаться ненужным, это поможет припомнить еще какие-нибудь данные;
  • идем от частного к общему;
  • если есть возможность, листок с ответами можно прикрепить к листку с экзаменационным вопросом, тогда экзаменатор увидит, что вы потрудились написать ответы заранее и что у вас методологический склад ума;
  • экзаменатор зачтет работу, написанную понятным почерком (поэтому черновик следует писать разборчиво);
  • даты, понятия и заголовки в вопросе следует подчеркивать, их знание бросается в глаза;
  • в готовом ответе должно быть:
    • вступление
    • основная часть
    • заключение.

Что делать, если…?

Обнаружилось, что попался вопрос, на который вы можете сказать совсем немного

  • не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу;
  • в процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного материала.

Вообще ничего не знаете…

  • не говорите об этом экзаменатору;
  • забудьте выражение «не знаю!!!»;
  • начните говорить издалека, хоть что-нибудь: например,  прежде чем рассказать о творчестве Пушкина, необходимо поговорить о принципах поэтического творчества вообще» (преподаватель сам решит, что вы знаете);
  • …но лучше играть по правилам.

На полуслове вы забыли, о чем говорить…

  • прежде всего, не следует «терять голову»;
  • сохраняйте спокойствие хотя бы внешне;
  • повторите последнюю фразу и попробуйте перефразировать ее;
  • или сделайте паузу и начните сначала.

Вас не слушают…

  • не воспринимайте это на свой счет (экзаменаторы тоже люди) – просто продолжайте свой ответ, как если бы вы этого не заметили.

Экзаменатор в резкой и грубой форме перебивает вас…

  • отвлекитесь от этого, ни в коем случае не показывайте, что вы разозлились;
  • самое эффективное – сохраните спокойствие, держитесь достойно и уверенно.

Вы оговорились, и все начали смеяться…

  • посмейтесь вместе со всеми – и все.

Вы ошиблись…

  • если вы знаете, как исправить свою ошибку, сделайте это;
  • но если этого никто не заметит, продолжайте свой ответ без исправления.

Вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали…

  • не вступайте в спор, не доказывайте;
  • предложите экзаменатору спросить у вас еще что-нибудь.



Наши интернет-ресурсы