Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе

Уважаемые родители!

У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка. Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:

  • любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка;
  • несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
  • ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
  • травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
  • тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);
  • разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;
  • неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).

Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:

  • импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);
  • перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
  • агрессивное поведение, раздражительность;
  • неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
  • нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;
  • самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;
  • тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

Что делатьесли ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:

  • Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком.
  • Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
  • Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
  • Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
  • Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
  • Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях (см. в книге О.В. Вихристюк «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?»).
  • При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации).

Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников. Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело (подробнее см. у Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»).

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии:

  • Успокоиться самому.
  • Уделить всё внимание ребёнку.
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  • Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
  • Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки

1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2) Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»

3) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»

5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии:

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.»
    СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?», «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...»
    НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»
  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...»
    СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь»
    НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»
  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!»
    СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».
    НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!»
    СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать»
    НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...»
    СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом»
    НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?»
    СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий».
    НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

Признаки депрессивных реакций у подростков:

1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.

2. Уклонение от общения: нежелание идти в колледж, общаться со сверстниками, склонность к уединению.

3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.

4. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).

5. Вялость, хроническая усталость.

6. Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.

7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.

8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.

Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки).

Насторожить взрослого могут следующие признаки в психологическом состоянии и поведении ребёнка (подробнее см. у О.В. Вихристюк «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах» и Е.М. Вроно «Предотвращение самоубийства подростков»).

Куда обращаться в кризисных ситуациях

ГУ Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей

Адрес: 220070, г. Минск, улица Чеботарёва, 6А

Телефоны: (017) 317-32-32, +375 (29) 367-32-32, +375 (33) 603-32-32 (запись на консультацию)

−       круглосуточная кризисная телефонная информационная линия по проблемам семьи и детей (017) 317-32-32

−       анонимная психологическая телефонная линия для детей и подростков в кризисной ситуации (017) 310-67-76 (психологи)

−       кризисная комната (на базе ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Минска» (ул. Денисовская, 2)

 

Телефоны, по которым подросткам окажут психологическую помощь квалифицированные специалисты:

«Телефон доверия» (экстренной психологической помощи) для детей и подростков Городского клинического детского психиатрического диспансера        (017) 263-03-03

«Телефон доверия» отделения профилактики ВИЧ/СПИД Минского городского центра здоровья    (017) 292-37-08

 

Республиканская «Детская телефонная линия»8-801-100-1611

 

Республиканский центр психологической помощи (017) 300-10-06, г.Минск, ул.Чюрлёниса, 3

 

Запомнить:

1. То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень

серьёзных душевных переживаний.

2. У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.

3. Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.

Подростковый стресс. Как его снять

Дети обычно кажутся менее подверженными стрессу, чем взрослые. Но дети реагируют на стресс явными эмоциональными и поведенческими проблемами. Частые слезы, отстраненность, необъяснимая агрессия являются весьма распространенными признаками стресса. Насторожить родителей должны и другие симптомы, появление которых свидетельствует о тяжелой травме, нанесенной ребенку, и о том, что он переживает стрессовую ситуацию.

Признаки стресса у детей и подростков

Физические признаки:

  • нарушение сна, бессонница, лунатизм, избыточный сон;
  • проблемы с едой или весом (избыточный или недостаточный);
  • частый плач без повода;
  • скрип зубами во сне или наяву;
  • частые травмы, чрезмерная неловкость;
  • безразличие или усталость;
  • нервные тики – подергивание век, привычка грызть ногти, непроизвольное подмигивание и т.д.;
  • мочеиспускание в постель (особенно у старших детей);
  • ночные кошмары;
  • нечеткая дикция, заикание;
  • трудности с концентрацией внимания, быстрая утомляемость.

Поведенческие признаки:

  • возврат к поведению более раннего возраста;
  • неуспеваемость в школе – особенно при хорошей успеваемости прежде;
  • жестокое отношение к животным или к людям;
  • воровство;
  • побеги из дома;
  • беспричинное ломание вещей, вандализм;
  • ложь постоянная, по мелочам, беспричинная;
  • вспышки ярости;
  • чрезмерная мечтательность;
  • стремление делать все абсолютно правильно;
  • употребление наркотиков.

Симптомы отношений и самооценки ребенка:

  • чувство безнадежности;
  • отношение к себе как к глупому или неспособному;
  • заявления типа «я хочу умереть», или «я жалею, что родился»;
  • излишние страхи;
  • потеря друзей;
  • другие дети избегают вашего ребенка или относятся к нему как к отверженному;
  • неучастие в коллективных делах.

Подросток может адекватно воспринимать многие взрослые проблемы, но он еще недостаточно взрослый, чтобы самому справляться со стрессом, а помощь родителей он отвергает, так как она кажется ему унизительной, свидетельствующей о его незрелости.

Помочь преодолеть ему стрессовую ситуацию, ненавязчиво, тактично, незаметно руководя его поступками и управляя эмоциями, можно с помощью нескольких приемов.

Когда подросток вам что-то рассказывает, обязательно дайте ему понять, что слушаете, – невнимание, настоящее или кажущееся, способно сильно ранить его, вызвать дополнительный стресс.

Ваш тон в разговоре с подростком не должен быть насмешливым, всезнающим подростка всегда раздражает само упоминание о том, что у вас больше опыта. Всегда воспринимайте всерьез все его замечания, предложения, не высказывайте пренебрежения.

Заметив, что ваш ребенок испытывает стресс, – постарайтесь вызвать его на разговор. Возможно, он сам хочет поделиться своими проблемами, но не позволяет самолюбие.

Старайтесь хвалить подростка как можно чаще. Отыскивайте малейший повод, чтобы выразить свое одобрение, – это очень важно для повышения его самооценки. Сознание того, что вы им гордитесь, довольны, поможет ему быстрее справиться со стрессом.

Если результат труда не соответствует вашим ожиданиям, все равно похвалите его за усилия. Пусть он знает, что вы любите его в любом случае – будет он совершенством во всех отношениях или нет.

Делая замечания подростку, осуждайте его поступок, а ни в коем случае его самого. Ваши замечания не должны нести в себе негативизм, отрицательное отношение к нему, это его ранит. Нужно просто устыдить или заставить понять, что он был не прав.




Наши интернет-ресурсы