Описание экспериментальной модели

 Важнейшей задачей учреждений ПТО и ССО является подготовка квалифицированного специалиста, который успешно интегрирован в профессиональное сообщество, осознает социальную значимость своей профессии, самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, умеет работать в коллективе, а также способен адаптироваться к своей новой социальной роли и обеспечить себе высокое качество жизни в сложных условиях, сопутствующих деятельности рабочих профессий. В данном контексте для Минского государственного профессионально-технического колледжа железнодорожного транспорта имени Е.П. Юшкевича, единственного учреждения образования, готовящего специалистов железнодорожного профиля в столичном регионе, особенно важно подготовить будущего специалиста как в соответствии с профессиональными и образовательными стандартами, так и в социальном плане – как активную социализированную личность.

Таким образом, требуется поиск моделей, форм и методов работы с молодежью, которые, с одной стороны будут содействовать процессу подготовки молодых людей к взрослой профессиональной жизни, и, с другой стороны, мотивировать молодежь заниматься собственным развитием и повышением уровня общей и профессиональной социализации.

С этой целью в 2019-2020 учебном году в рамках экспериментальной деятельности планируется внедрить и апробировать модель организации объединений по интересам «Soft Skills Clubs».

В своем представлении о компонентах профессиональной социализации мы опираемся на новую модель навыков, в которой навыки принято разделять на «жесткие» и «гибкие» (hard skills и soft skills). Под жесткими навыками понимают способность работать с техникой и выполнять конкретную работу, результат которой проверяем и измеряем. К гибким навыкам относятся навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать, например, управление временем и способность эффективно взаимодействовать с людьми. В большинстве существующих образовательных программ основной упор делается на жесткие навыки, а различные гибкие навыки лишь дополняют основную программу. В основе компетенции будут находиться жесткие навыки, а снаружи (в качестве дополняющих, усиливающих основной навык) — мягкие навыки. Предполагается, что жесткий навык — это собственно деятельность человека, а мягкий как бы обрамляет эту деятельность, придает ей дополнительные качества. Основной целью реализации модели является овладение учащимися гибкими навыками, то есть ключевыми компетенциями в социально-трудовой сфере, составляющими основу ориентации в мире профессий.

В литературе представлены различные списки гибких навыков, списки варьируются от 10 и более 30 гибких навыков. В своей деятельности мы фокусируемся на следующих гибких навыках:

Рис. 1. Новая модель навыков

Если с задачей формирования жестких навыков успешно справляются образовательные программы, то задача формирования гибких навыков требует нового и комплексного решения.

Модель организации молодежных объединений в воспитательном пространстве колледжа

Согласно научным исследованиям, значительным социализирующим потенциалом обладают молодежные движения, объединения, клубы Объединения по интересам являются необходимым звеном самореализации личности, социализации молодежи, приобретения ею организационной культуры, умения руководить и подчиняться руководству, работать в коллективе и т.д., что способствует профессиональному становлению будущего конкурентоспособного специалиста. Средством формирования необходимых гибких навыков будущих железнодорожников является сеть молодежных объединений и клубов, которая представлена в следующей модели:

В данной экспериментальной модели в каждом объединении по интересам деятельность фокусируется на развитии конкретного гибкого навыка. У учащихся есть возможность посещать различные объединения по интересам, что позволит им овладеть всеми гибкими навыками в течении всего срока обучения в колледже. Кроме этого в 2019-2020 учебном году планируется применение подхода «равный обучает равного» с целью распространения знания и опыта, связанных с гибкими навыками среди всех учащихся. Участники каждого объединения по интересам, где ключевым является конкретный навык проведут обучающие занятия и мастер-классы, в ходе которых поделятся опытом и знаниями об этом навыке.

Таким образом, реализация экспериментального проекта позволит продолжить целенаправленную, эффективную работу по:

  • формированию профессиональной ориентации учащихся учреждений общего среднего образования, повышению профессионального уровня учащихся через реализацию принципа «Равный обучает равного» и методики самоуправления, где упор делается на социализирующее воздействие коммуникации в среде сверстников, в которой педагог уходит на задний план, принимая на себя роль модератора;
  • расширению форм и методов профориентационной работы;
  • совершенствованию материальной и нормативно-методической базы учреждения образования, изданию методических рекомендаций по применению интерактивных форм в профориентационной работе.



Наши интернет-ресурсы