Основная идея экспериментального проекта

Актуальность внимания к проблемам профессиональной социализации молодёжи обусловлена сложившейся социально-экономической ситуацией в Республике Беларусь и подтверждена рядом документов республиканского, регионального, отраслевого уровней: Указ Президента Республики Беларусь от 18.07.2001 № 399 «Об утверждении Концепции государственной кадровой политики Республики Беларусь»; Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 года и изменениями и дополнениям по состоянию на 21 сентября 2016 года; Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь от 15.07.2015 №82; Концепция развития профессиональной ориентации молодёжи в Республике Беларусь от 30.03.2014 №15/27/23.

В настоящее время актуальной задачей профессионального образования и общества в целом является повышение престижа рабочих профессий. Сфера производства, транспорта, связи и других отраслей нуждается в квалифицированных кадрах из числа молодежи, которые готовы к длительной работе по профессии, имеют высокий уровень мотивации и направленность на профессиональное развитие. Важнейшей задачей учреждений ПТО и ССО является подготовка квалифицированного специалиста, который успешно интегрирован в профессиональное сообщество, осознает социальную значимость своей профессии, самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, умеет работать в коллективе, а также способен адаптироваться к своей новой социальной роли и обеспечить себе высокое качество жизни в сложных условиях, сопутствующих деятельности рабочих профессий.

В данном контексте для Минского государственного профессионально-технического колледжа железнодорожного транспорта имени Е.П. Юшкевича, единственного учреждения образования, готовящего специалистов железнодорожного профиля в столичном регионе, особенно важно подготовить будущего специалиста как в соответствии с профессиональными и образовательными стандартами, так и в социальном плане – как активную социализированную личность.

Важным обстоятельством является то, что уже во время производственной практики на третьем курсе обучения учащиеся являются работниками-стажерами Белорусской железной дороги, и от уровня их организованности, сосредоточенности, умения быстро принимать индивидуальные и коллективные решения зависит жизнь и безопасность пассажиров. Возникает необходимость интенсивного стимулирования и сопровождения процесса профессиональной социализации будущего железнодорожника в короткий период обучения в колледже (3-4 года).

Кроме этого, стоит отметить проблему, актуальную для всех учреждений профессионального образования – акцент на знаниевый компонент и недостаточное внимание процессам личностного развития и социализации будущих специалистов. И, если для системы высшего образования данное обстоятельство не является критичным, то в системе профессионально-технического образования мы имеем дело с учащимися, возраст которых предполагает сложное прохождение подросткового кризиса, переход к периоду ранней юности, становление мировоззрения и профессиональной направленности личности. В колледже 80% учащихся проживают в общежитии, то есть проводят большую часть времени вне семьи, главной социализирующей среды.

В связи с указанными обстоятельствами создание в нашем колледже педагогических условий для успешной профессиональной социализации учащихся в контексте подготовки к профессиональной деятельности становится приоритетной задачей воспитательной работы. Согласно научным исследованиям, значительным потенциалом и ресурсом воспитательной деятельности, направленной на социализацию личности учащихся, обладают молодежные движения, объединения, клубы. Объединения по интересам являются необходимым звеном самореализации личности, социализации молодежи, приобретения ею организационной культуры, умения руководить и подчиняться руководству, работать в коллективе и т.д., что способствует профессиональному становлению будущего конкурентоспособного специалиста. В связи с этим в нашем колледже успешно функционирует и развивается сеть объединений по интересам.

Новизна проекта состоит в том, что

  • предложены концептуальные основы модели организации объединений по интересам как ресурса профессиональной социализации молодежи;
  • выявлен педагогический потенциал объединений по интересам, и обоснованы их способы педагогического влияния на процесс профессиональной социализации учащихся;
  • разработано методическое обеспечение деятельности по формированию профессионально значимых качеств и компетенций учащихся колледжа в рамках работы системы объединений по интересам;
  • эффективно и обоснованно в работу объединений по интересам встроен подход «равный обучает равного» и методики самоуправления, где упор делается на социализирующее воздействие коммуникации в среде сверстников, в которой педагог уходит на задний план, принимая на себя роль модератора.
  • накопленный материал и знания успешно распространяются среди подростков и молодежи города и республики.

 




Наши интернет-ресурсы