САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

Самообразование представляет собой систему умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущего за собой волевое и нравственное самосовершенствование, направленное на постоянное обновление  и углубление знаний как основы развития профессионализма. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.» (источник : педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)

В самообразовании можно выделить три этапа:

  • Ситуативное самообразование.  Усилия  педагога проявляются по мотивам ситуативного влияния в качестве ответной реакции на непосредственное внешнее требование или воздействие.
  • Ситуативно-инициативное самообразование.  Инициатива исходит от педагога, но она не носит системный характер: прочитал в литературе, посмотрел открытый урок — это вызвало профессиональный интерес.
  • Инициативное самообразование педагога с высоким профессиональным мышлением: педагог обращает внимание на то, что его заинтересовало, ставит конкретные задачи, принимает решение о выборе пути деятельности, создает все условия, необходимые для достижения цели.

Для учреждения образования, которое работает в режиме развития, очень важно, чтобы все педагоги были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании.

Готовы ли  мы всегда к самообразованию? Практика показывает, что нет. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума. Далеко не все педагоги способны самостоятельно проявить инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности, не каждый педагог умеет расставить  акценты на главном, т.е. на том, что обеспечивает ему успех деятельности, что влияет на результат. Педагог зачастую не  представляет цель и результат своего педагогического труда, как диагностировать проблему, как  сформулировать идею. Кроме этого у некоторых педагогов, к сожалению, не высока информационная культура. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более  профессии с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковыми  являются профессии преподавателя или мастера производственного обучения.

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Источниками знаний в самообразовании могут быть:  телевидение; газеты, журналы;

литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);  интернет; видео-, аудиоинформация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;  курсы повышения квалификации; путешествия.

Любая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.  Прогнозируемыми результатами  самообразования на определенном этапе педагогической деятельности могут быть:

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество );

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

• разработка новых форм, методов и приемов обучения;

• доклады, выступления;

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядности;

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

• создание комплектов педагогических разработок;

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

• педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта; педагогический опыт преподавателя  является фактором изменения образовательной ситуации;  преподаватель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений;

• педагог обладает развитой способностью к рефлексии; педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога -профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);

• педагог готов к педагогическому творчеству;

•осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

В планах методической работы в нашем колледже   предусмотрено:

  • выпуск газеты «Методическое обозрение» по проблемам самообразования;
  • проведение коллективных форм методической учебы;
  • разработка положения о проведении конкурса «Педагогический  портфолио  по самообразованию» и объявление конкурса в 2015 г.;
  • обновление справочно-информационного фонда методического кабинета  и виртуального методического кабинета;
  • планирование работы по самообразованию в индивидуальных творческих планах.

Акцентируется внимание по  обозначенной проблеме в планах работы методических комиссий.

Возможные направления  самообразования:

  • повышение  уровня специальных знаний и умений по теории и практике преподаваемого предмета;
  • улучшение качества педагогических знаний по конкретным компетенциям;
  • улучшение качества знаний по возрастной психологии;
  • поиск концепций, технологий воспитания и обучения, направленных на удовлетворение интересов и потребностей педагогов или на решение конкретных педагогических задач;
  • изучение инновационного педагогического опыта;
  • изучение активных и интерактивных методов обучения и апробирование их на практике;
  • изучение приемов педагогической техники;
  • сопровождение собственной инновационной деятельности;
  • повышение общекультурного уровня;
  • освоение оргтехники и современных технических средств обучения;
  • информационное сопровождение работы по решению задач развития колледжа.

 

Адреса,  по которым можно изучать опыт эффективной педагогической практики:

  • Использование методов интерактивного обучения (Кондратьева И. В.,Крень Т. А.,Мелешкевич Г. А., Карачун С. Л.,Гончаренко Г. И.,Картышов Н. В, Мельникова А. И. )
  • Использование средств интерактивного обучения и контроля  (Карачун С. Л,. Лапкович А. В.,Гончаренко Г. И., Стречень В. А., Маныкина Г. А. )
  • Создание УМК в программе «eAuthorCBT» ( Авдеева О. А.)
  • Использование Кейс- технологии (Климец Е. И.,Буко И. Г., Васюк Н. С. )
  • Использование электронных средств контроля(Авдеева О. А., Герасимович О. Е.,  Сушкевич А. С. Лапкович А. В.,Карачун С. Л.)
  • Создание виртуальных тренажеров в программе  MicrosoftPowerPoint( Лапкович А. В., Севбитов Е. А.),
  • Создание видеофильмов с помощью программы Camtasia Studio.( Лапкович А.В.)
  • Использование в преподавании  электронных гаджетов (Мельников А. Н.)
  • Использование игровых технологий в производственном обучении проводников пассажирских вагонов  ( Шемпель Н. В. )
  • Создание иллюстрированных инструкционно-технологических карт по производственному обучению ( Карачун С. Л. )



Наши интернет-ресурсы