Дистанционная форма получения образования становиться чрезвычайно популярной формой обучения в силу своего удобства и гибкости. Оно устраняет основной барьер, удерживающий многих профессионалов и деловых людей от продолжения образования, избавляя от необходимости посещать занятия по установленному расписанию. Обучающиеся могут выбирать удобное для себя время занятий согласно собственному расписанию.

Дистанционное обучение (далее ДО) —  это взаимодействие педагога и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ:

  • Гибкость — студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;
  • Дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания;
  • Экономичность — значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.

Дистанционное обучение позволяет:

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.
  • создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

В процессе обучения студент  дистанционно (опосредованно) самостоятельно при консультационной поддержке, контроле и оценке со стороны преподавателя изучает учебные дисциплины выбранной образовательной программы. ДО реализуется с применением современных инфокоммуникационных технологий и обеспечивает опосредованное взаимодействие обучающегося с электронной образовательной средой и преподавателем. Электронная образовательная среда (далее ЭОС) – совокупность электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) по учебным дисциплинам (учебная программа, электронные учебные пособия, учебные издания, справочная и другая литература, в соответствии с учебной программой дисциплины) и различных инструментов оценки приобретенных обучающимся компетенций.

         Для обеспечения освоения и реализации образовательной программы по учебной дисциплине ЭОР  включает:

  • рабочую программу учебного предмета (учебной дисциплины);
  • календарный план учебного предмета (учебной дисциплины);
  • теоретические материалы по учебной дисциплине (электронный учебник или электронный конспект лекций), методически и дидактически обеспечивающее обучение в дистанционной форме;
  • методические указания для обучающегося по изучению учебной дисциплины (учебного курса), организации самоконтроля, промежуточного контроля.
  • практикумы, практические пособия и др. материалы для обеспечения самостоятельной работы обучающихся;
  • материалы для промежуточного контроля и/или текущей аттестации, электронные тесты для итогового контроля знаний;
  • электронный практикум в режимах онлайн  (вебинар, видеоконференция, чат) или оффлайн (E-mail, форум, электронная рабочая тетрадь, интерактивное электронное задание);
  • список основной и дополнительной литературы;
  • глоссарий.

ЭОР может быть при необходимости дополнен учебными, справочными изданиями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, словарями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы.

Курсы обучения могут быть синхронными или асинхронными.

Синхронные курсы требуют одновременного участия преподавателей и студентов и их взаимодействия в реальном времени. Средства доставки информации в этом случае включают интерактивное телевидение и видеоконференции.

Асинхронные способы, в противоположность синхронным, отличаются большой гибкостью и дают возможность студенту выбирать удобное для него время работы над материалом курса. Программы, использующие асинхронные способы взаимодействия предполагают использование Интернета, электронной почты.

Основными инструментами для промежуточного контроля и текущей аттестации обучающихся в ЭОС являются тесты, контрольные работы, индивидуальные практические работы, курсовые проекты и работы с выставлением отметок. Промежуточный контроль знаний обучающегося проводится в виде тестирования, а также оценки результатов выполнения контрольных, лабораторных, индивидуальных практических работ. Тест – это вид контроля знаний обучающихся, состоящий из набора вопросов, на которые обучающемуся необходимо дать ответы. Тесты включают в себя также шкалы оценки знаний обучающегося, т.е. выставление отметки в зависимости от результатов прохождения теста обучающимися.

Перед началом образовательного процесса в дистанционной форме пользователи СЭО (преподаватели и обучающиеся) обеспечиваются учетными записями (имя пользователя и пароль) для доступа к ее ресурсам. Преподаватель взаимодействует с обучающимися при изучении учебной дисциплины путем общения через СЭО.

Обучающиеся по программе дистанционного образования,  не чувствуют себя изолированными друг от друга, так как существует множество способов и приемов для создания настоящей атмосферы взаимодействия (чаты и форумы, онлайновые информационные доски, онлайновые магазины и другие средства консультирования и поддержки студентов). Учащиеся с помощью групповых проектов и онлайновых дискуссий получают возможность взаимодействовать между собой, при этом преподаватели своевременно отвечают на вопросы и регулярно оценивают их работу, а учащиеся имеют множество возможностей для взаимодействия друг с другом. 

Дистанционное образование накладывает определенную ответственность на учащегося, так как предусматривает обучение,  основанное преимущественно на самостоятельном освоении содержания образовательных программ. Обучаемый  участвует только в ограниченном числе учебных занятий и аттестации. Дистанционное образование подходит мотивированным студентам, которые готовы ответственно заниматься без лишних напоминаний со стороны сокурсников и преподавателя.

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – «доступность образования» и «образование через всю жизнь».




Наши интернет-ресурсы